Губбио
40 км от Перуджи
Франко Дзеффирелли снимал здесь «Ромео и Джульетту»: из Вероны необходимый дух, быть может, исчез, а из Губбио (Gubbio) точно никуда не делся. Губбио не похож ни на что и в то же время воплощает все фантазии путешественника о средневековом городе; его повседневную жизнь до сих пор определяют причудливые легенды и обычаи. Утверждается, что Губбио первым отстроился после Великого потопа, а губбианские крестоносцы раньше других вошли в иерусалимский храм Гроба Господня. Франциск Ассизский, согласно «Цветочкам», именно тут усмирил свирепого волка.
Центральная площадь Гранде (piazza Grande) напоминает летающий остров Лапуту из «Гулливера». Это абсолютно плоская, парящая над долиной платформа с двумя укрепленными сооружениями XIV века: на одном краю — палаццо Преторио (Palazzo Pretorio, Palazzo del Podesta), на другом — палаццо Консоли (Palazzo dei Consoli) местного архитектора Гаттапоне, похожее на стометровую шахматную фигуру. В нем расположен Городской музей (Museo Civico): добротная провинциальная пинакотека плюс археологическая коллекция, включающая «Игувинские таблицы» — семь медных досок с надписями на умбрском языке, ключевой памятник итальянской долатинской письменности.
Если пойти отсюда прочь по улице Консоли (via dei Consoli), можно взглянуть на дворец Барджелло (Palazzo del Bargello) XIV века и трижды обойти установленный перед ним фонтан Помешанных (Fontana dei Matti): легенда гласит, что от этого гарантированно теряют рассудок. Кроме того, улица Консоли примечательна так называемыми «дверями смерти» (porte della morte): в Губбио (да еще кое-где в южной Франции) существовал странный обычай — прорубать над основным входом в дом дополнительный лаз. По уверению горожан, дверцы служили для того, чтобы спускать на улицу гробы, но, скорее всего, их использовали для обороны во время многочисленных междоусобных стычек.
От той же площади Гранде почти вертикальная улочка Галеотти (via Galeotti) ведет к расписанному губбианскими и приезжими мастерами Дуомо (Duomo) конца XII века и стоящему напротив Герцогскому дворцу (Palazza Ducale), который построили при Федерико да Монтофельтро, в 1470-х годах, по образцу его же палаццо в Урбино. Прославленный кондотьер был из местных — и не преминул в определенный момент включить Губбио в свою маленькую империю.
Близ Римских ворот (Porta Romana) на юго-востоке города — станция канатной дороги (funivia), миниатюрные кабинки которой со скрипом доставляют пассажиров на вершину горы Инджино, к базилике Сант-Убальдо (Sant’ Ubaldo). Именно сюда каждый год 15 мая спешат участники Корса-деи-Чери (Corsa dei Ceri) — соревнований даже более древних, чем Палио в Сиене. Три команды наперегонки тащат высокие свечеподобные изваяния (чери) в базилику, однако побеждает не сильнейший, а всегда одна и та же команда святого Убальда — это покровитель Губбио, и обижать его не следует. Все остальное время чери хранятся в базилике. Их можно увидеть, но трудно узнать: они давно уже не из воска, а из дерева, и напоминают гигантские гантели.
Ради вида на город от Сант-Убальдо стоит подняться и того выше, к старой крепости, от которой почти ничего не осталось. Перед Рождеством на склоне этой горы зажигают иллюминацию, и получается самая большая в Италии елка.
Из Губбио трудно уехать без керамической тарелки или чашки (основные цвета здешней майолики — темно-зеленый, темно-красный и охра). Самые достойные магазины находятся на улице 20 Сентября (via XX Settembre). Другой специалитет — черные трюфели, которые добавляют буквально в каждое блюдо.