Катания

210 км от Палермо, 95 км от Мессины

Ни в коем случае нельзя спрашивать про Катанию (Catania) у жителей Палермо, и наоборот: они конкурируют без малого три тысячи лет. Палермо считается оплотом консерватизма, а Катания — город более современный; катанцы слывут удачливыми предпринимателями. Вероятно, все дело в корнях: в Палермо возобладало мусульманское влияние, в Катании — греческое.

Город у подножия Этны (которая видна из любой его точки) основали переселенцы из Халкиды в 729 году до н.э. Как и вся остальная Сицилия, он часто менял хозяев, пока (к XVII веку) не сделался процветающим торговым портом. Но в 1669 году случилось страшное извержение, в 1693-м — мощное землетрясение, и Катания оказалась погребена под обломками и лавой. В итоге город строили заново, прокладывая широкие проспекты и разбивая просторные площади, чтобы в случае новых стихийных бедствий уменьшить масштабы катастрофы; руководил работами сицилийский архитектор Джованни Баттиста Ваккарини. Тут как раз очень пригодилась застывшая лава — отличный строительный материал: Катания от нее стала серо-черной, цвета вулканического туфа. А поскольку это самый солнечный город Сицилии, его фирменное сочетание — черное на синем.

Катания_001

В центре Соборной площади (piazza del Duomo) Ваккарини поставил древнеримскую (тоже из лавы) скульптуру слона с египетским обелиском на спине. Замешана тут магия или нет, но с тех пор, как памятник стоит на площади и считается символом города, Катания при всех извержениях остается целой и невредимой. Хоботом слон указывает на Дуомо (Duomo) с красивым барочным фасадом (гранитные колонны для нижнего яруса притащили с античных развалин). Кроме покровительницы города святой Агаты, в соборе покоится катанец Винченцо Беллини; в честь его оперы «Норма» — высший почет — был назван рецепт пасты с баклажанами. Самому композитору посвятили оперный Театр Массимо Беллини (Teatro Massimo Bellini), открывшийся в 1890 году.

К западу от Дуомо сохранился римский театр (Teatro Romano) на 5000 зрителей. Почти вплотную к нему — арена поменьше, на 1200 человек: это одеон (Odeon), где проходили музыкальные состязания. Оба античных сооружения были похоронены под слоем лавы, а когда их раскопали — оказались в плотном кольце современных зданий. Из-за этого их не используют по назначению, но туристов внутрь пускают.

Катания_002

Если театр с одеоном всего лишь влипли в новую застройку, то замку Урсино (Castello Ursino), заложенному в 1239 году, пришлось совсем несладко: изначально его с трех сторон окружало море, но извержение 1669 года изменило рельеф. Теперь замок стоит на твердой земле, посреди лужайки, и в нем открыт Городской музей. Неподалеку отсюда находится мастерская главных катанских кукольников — братьев Наполи (via Reitano 55). Местные фигуры Роланда и его команды выше, чем палермские, весят до 35 кг и отличаются меньшей прыткостью.

Дорога от замка обратно к собору ведет через шумный рыбный рынок (La Pescheria), который фактически примыкает к главной городской площади. На прилавках лежат сардины, лобстеры, осьминоги, креветки, меч-рыба. Правда, источник грязи и мусора рядом с чинным собором власти давно угрожают закрыть.

Катания_003

С юга на север город прорезает забитая кофейнями и дорогими магазинами улица Этнеа (via Etnea): у Соборной площади она пешеходная, потом становится проезжей и утыкается чуть ли не в сам вулкан, миновав просторный парк Беллини (Villa Bellini).

К северу от Катании берег усыпан живописными городками с песчаными пляжами: Ачи-Кастелло (Aci Castello), Ачиреале (Acireale), Ачи-Трецца (Aci Trezza), Ачи-Катена (Aci Catena). Приставка «Ачи» в них, по легенде, напоминает об Акиде — пастухе, которого полюбила нимфа Галатея. В порыве ярости его прибил куском скалы циклоп Полифем, тоже имевший на красавицу виды.

Катания_004

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор