Фотографического театра режиссёр.
В старинной русской поговорке утверждается: «Каждый город имеет свой норов». В городах формировались обычаи и своя, если хотите, местная культура, определяющая во многом и творческие особенности художников, писателей, артистов. Яркий пример тому — работа фотографа Михаила Осиповича Грейма из Каменец-Подольского.
В конце прошлого столетия Каменец-Подольский, к тому времени уже более ста лет, входивший в состав Российской империи, был довольно крупным городом с удивительным колоритом. Один из его жителей, Киприан Томашевич, оставил краткое, но точное и красочное описание: «Каменец, город Подолии, чудным искусством природы стоящий на высокой скале, отделенной глубокой, но приятной долиной и речкой, окруженный отовсюду неприступными утесами, построен Константином и Георгием Кориатовичами, князьями польскими; по смерти их присоединен к Польскому государству; с самого начала был заселен русскими, затем поляками и немцами и наконец, армянами. Такое разнообразие в нравах и языке жителей поселило в князьях недоверчивость, и они, опасаясь, чтобы жители, полагаясь на природное укрепление города, не взбунтовались, построили на противоположной стороне оного, в предосторожность от очевидной опасности, два замка — старый и новый. Но замки эти, не имея достаточного гарнизона, не могли противостоять силе турок и таким образом вместе с городом сдались, и турки вошли в город 29 августа 1672 года».
Бурная и долгая история города оставалась жить в его обитателях — в этом невероятном смешении кровей, обычаев, нравов, языков и религии. Тут было 18 церквей — из них одна армянская, четыре католических собора (среди них один с пристроенным минаретом), плюс три десятка синагог и небольших еврейских молельных домов.
Итак, почти 40 тысяч жителей, расквартированная 2-я казачья дивизия, штабы двух полков, одним из которых командовал лихой кавалерист Николай Георгиевич Вышеславцев, польская духовная консистория, несколько винокуренных и сахарных заводиков, книжная торговля Шахиля Гольденберга и Иосифа Аибиндера, гостиница «Бельвью», где вершил свои дела торговый и банковский агент Антон Ипполитович Пржелуцкий, городская больница, где принимала женщина-дантист Фрадель Лейбовна Бланк, и, наконец, четыре «фотографических заведения»: прусского подданного Августа Карловича Энгеля (существовала с 1870 года), гражданина Михаила Осиповича Грейма (существовала с 1871 года) и открытых позднее — дворянина Адама Жилинского и колониста Франца Кодеша.
Фотозаведения Энгеля и Грейма были наиболее посещаемыми. Но если Август Карлович Энгель был добротным ремесленником, то Грейм — поистине художником. Снимал он не только ради заработка. Своему увлечению отдавал все свободное время, стараясь рассказать в снимках о .людях, среди которых жил, о своем городе, о Подолии, которую хорошо знал и любил.
В те годы фотографы были «привязаны» к ателье — примитивная техника сковывала снимки на натуре. И все, о чем хотел поведать современникам Грейм, ему приходилось конструировать в стенах мастерской. Какой же фантазиен, каким режиссерским талантом надо было обладать, чтобы суметь из простых людей сделать актеров. Грейм приводил к себе бессарабских крестьян, евреев — портных, сапожников, менял, польских шляхтичей, украинских странников-бандуристов. и в ателье разыгрывались целые спектакли — встреча приятелей в корчме, приготовление уроков в церковном училище — хедере, беседа странников, прибытие солдата на побывку...
В конце XIX века фотограф старался зафиксировать именно типическое, в какой-то степени подражая живописцам. Уступая порой живописным работам в образности, снимки превосходили их в подлинности и документальности. Поэтому многие снимки тех лет напоминают картины передвижников. Не был исключением и Грейм.
На одном из снимков (он снимал группу волостных старшин Подольской губернии) запечатлено и принадлежавшее ему ателье — с черепичной крышей, часть которой застеклена. Сквозь стеклянный скат торчит труба печурки, обогревавшей помещение, над входом надпись: «Photography».
Сохранилось несколько пейзажей, а также жанровых сцен, сделанных им прямо на улице: «Благословение помещиком молодых», «Семья немецких колонистов», «У барского дома» и другие. В 1884 году Грейм послал в подарок Русскому Географическому обществу два роскошных альбома «Виды и типы Подолии». Они были отмечены Серебряной медалью.