Старомосковское благолепие
Зодчество первоначальной Москвы выросло из древнерусских корней, как и Московское государство. Но с самых первых шагов и то и другое — и зодчество, и государство — пошло по своему особенному пути. Государство — навстречу самодержавию. Зодчество — навстречу небу.
В старомосковской архитектуре главное — вертикаль. Церкви вытягиваются ввысь своими главами, постепенно превращаясь в шатровые и столпообразные постройки. Им вторят колокольни — изобретение новой эпохи, неведомое Древней Руси. Дополняют высотную устремленность башни крепостных стен, увенчанные шатрами. Игра вертикалей создает динамичную пестроту объемов. По мере развития московской школы зодчества эта пестрота выходит на первый план, дополняется игрой цвета и нарочитой разнокалиберностью декоративных деталей. Не утратить бы цельность духовного образа в этой переливчатой яркости! Но все уравновешивают могучие громады соборов. Их тип вырабатывается в XV веке раз и навсегда: мощный тяжелый куб, расчлененный по каждой стороне на три-четыре прясла, ровные дуги закомар, могучие барабаны и купола непременного пятиглавия.
Установившийся канон, впрочем, со временем начинает тяготить строителей и заказчиков. Во второй половине XVII века наступает кризис жанра, начинается активный и порой рискованный поиск новых форм. В это время весь русский мир вступает в фазу активного и рискованного поиска новшеств. Он обернется потерей старомосковского благолепия. Но об этом пока еще никто не знает.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)