Благовещенский Собор
В отличие от торжественного Успенского собора, храм Благовещения возводился как дворцовая церковь, в которой каждодневно молился государь и члены его семейства. Он гораздо меньше по размерам, не столь монументален по формам, но зато необычайно обаятелен.
Главная часть ныне существующего здания была построена в 1484— 1489 годах, при Иване III, на подклете, оставшемся от более раннего храма конца XIV или начала XV века. О времени его создания нет точных сведений, но под 1405 годом летопись сообщает: «Начаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Фрески Феофана Грека, Прохора и Андрея Рублева не сохранились, но до нашего времени дожили некоторые иконы от древнего иконостаса Благовещенского собора.
Иконописные образы, созданные Андреем Рублевым, — особенные. В них царит великая тишина, из глубин которой исходит видимый глазу Божественный свет. Человек видит Бога. «Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца Небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний...» Так поется в одном из древнейших церковных песнопений. Эти слова как бы проступают в ликах ангелов, святых, праведников, созданных преподобным Андреем. А в образах Христа — величие, тишина и простота Божества.
Дворцовый храм Ивана III был построен не из белого камня, а из кирпича. Массовое строительство, развернувшееся в Московском государстве, требовало освоения этого материала, более удобного, надежного и более дешевого, чем известняк. Храм был поставлен на подклет, окружен галереей и увенчан трехглавием. Центральная глава — что характерно для раннемосковского зодчества — установлена на повышенных опорах, устремлена ввысь. Килевидные закомары и декоративная аркатура с колонками придают зданию динамизм, оживляют его.
В середине XVI века, при Иване Грозном, галереи Благовещенского собора были перестроены, по их углам воздвигнуты четыре придела с главками, а трехглавие основного объема переделано в пятиглавие. Храм приобрел облик сложный, живописный, бодрый и очень оптимистичный.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)