Казанский Собор в Петербурге
Светско-государственные начала господствовали в идеологии классицизма, но и церковное зодчество не стояло на месте. Храм играл немалую градообразующую роль, являясь центром района городской застройки.
К началу XIX века на стыке западноевропейских и коренных русских архитектурных традиций выработался тип храма, который можно назвать ордерно-купольным. Здание в плане крестообразное, перекрытое на средокрестии большим возвышенным куполом; по сторонам от него, как правило, два или четыре малых купола на башенках, используемых как звонницы или под подсобные помещения. Фасады обычно оформлены ордером: колоннами, антаблементом, фронтонами.
В 1799 году, при императоре Павле, было решено выстроить в новом стиле собор на Невском проспекте возле Екатерининского канала. Стоявшая здесь с 1733 года церковь Рождества Богородицы была стара и мала. Царское одобрение заслужил проект Андрея Воронихина.
Воронихин был крепостным барона (впоследствии графа) Александра Строганова, внука того Григория Строганова, который прославился своими постройками в Сольвычегодске, Верхотурье, Нижнем Новгороде, Москве. Барин дал одаренному юноше вольную, оплатил его обучение и впоследствии покровительствовал ему как архитектору. Молодой граф Павел Александрович был со своим бывшим крепостным в приятельских отношениях, что особенно существенно, если учесть, что другим приятелем Павла Строганова был наследник престола, а потом император Александр I. Проекту Воронихина было обеспечено покровительство в самых высоких сферах.
А проект Андрей Никифорович разработал действительно грандиозный, внушенный его архитектурным гением... и манией имперского величия.
Петербург, как и Рим, — град святого Петра. Рим — столица католического мира; его духовный центр — собор Святого Петра. Вот и в Петербурге, столице православной империи, должен быть храм, не уступающий римскому.
Храм был заложен 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I. Через 10 лет, 15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий освятил собор во имя Казанского образа Пресвятой Богородицы. Этот образ защищал Русь от вражеских нашествий. В 1612 году рать Минина и Пожарского освободила Москву при покровительстве Казанской иконы. Ровно через 200 лет России грозил новый завоеватель — Наполеон, и с ним «двоенадесять языков». Летом 1812 года в Казанском соборе молился Кутузов перед отъездом в армию. Через год здесь, в соборе, он был похоронен. И у его могилы склонились трофейные знамена наполеоновских полков. Казанский собор стал святыней земли Русской.
Творение Воронихина раскрывает свои объятия Невскому проспекту. Само здание, вытянуто-крестообразное в плане, как бы приподнято вверх огромным барабаном, стоящим на круглом ступенчатом основании; на барабане — купол, видимый издалека, плывущий над крышами домов. Две огромные колоннады — 96 мощных каннелированных колонн коринфского ордера — полукругом отходят от северного фасада, образуя просторную площадь. Такие же две колоннады должны были украсить и южный фасад и оформить главный, западный вход в собор. Но средств, как всегда, не хватило... Ритм колонн и взлет купола. Кажется, что это гора, вздымающаяся над зачарованным лесом. Или — «в шапке золота литого старый русский великан», распростерший руки в молитве.
Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)