ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЙНА В АРКТИКЕ?
Вопрос этот, казалось бы, риторический. Тем не менее в марте 2012 года НАТО провело арктические учения Cold Response — 2012. В маневрах приняли участие до 16 тысяч человек, боевые корабли и авиация Великобритании, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швеции и США.
Цель проведения этих учений тогда четко сформулировал в интервью Daily Telegraph министр обороны «теневого» кабинета Великобритании Лиам Фокс: «Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, — члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями».
В итоге ныне и России приходится изыскивать силы и средства, чтобы не допустить действий сил НАТО, вовсе не интересных нам. При этом стоит, наверное, напомнить, что до 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами — СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой — на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями — обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы.
В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет Прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства).
При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега.
Эта зона, как уже говорилось, может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.
Казалось бы, все ясно. Однако тут есть юридический «крючок», за который и зацепились ныне США. Причем сами американцы не подписали этой конвенции.
Так вот в Российском секторе Арктики по Конвенции 1982 года нашей стране принадлежали все без исключения острова, а нейтральной территорией являлась центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.
Однако добраться туда можно, проще всего используя Северный морской путь и заходя в территориальные воды России. И вот теперь России Запад предлагает сделать международной зоной и Севморпуть, чтобы по Арктике могли шнырять все, кому и когда вздумается. А мы, по их мнению, должны обеспечивать их хождения метеорологическими и иными данными, разрешать пользоваться своими световыми и радиомаяками. А еще русские обязаны предоставлять свои ледоколы для проводки и спасения их судов...
Мы же, естественно, на такой исход событий не согласны. И предлагаем свой вариант. А именно любое коммерческое судно должно заранее сообщить свой маршрут в Русском секторе Арктики и заплатить «канальные», «маячные» и другие сборы. Собственно, ничего в этом нового нет. Именно так происходит проход по каналам, проливам со сложными навигационными условиями, например по Керченскому. Ну а военным и разведывательным судам, в том числе и Замаскированным под Гринпис, вообще не должно быть хода в Русскую Арктику.
Такова наша точка зрения. И для ее подкрепления наши военные ныне возвращаются в Арктику. Понявже, что имеют дело с достаточно сильным противником, силы НАТО вряд ли пойдут на прямое столкновение. Как ни крути, вряд ли какому народу хочется участвовать в Третьей мировой войне. И политики это понимают, предпочитая полям сражений дипломатические поля за столом переговоров.
Однако далеко не все решается за закрытыми дверями в тиши кабинетов.