УКРЫТИЕ ДЛЯ СУБМАРИН
Беспечность И.В. Сталина, поверившего, что Гитлер не начнет войну против СССР по крайней мере в ближайшие годы, как известно дорого обошлась населению нашей страны. По последним данным в Великой Отечественной войне погибло более 27 млн граждан СССР. Хотя некоторые историки утверждают, что это еще далеко не полные данные. Потери же с немецкой стороны составили около 7 млн человек. О чем в ФРГ было объявлено еще в 50-х годах XX века.
СССР вел войну против гитлеровской Германии на многих фронтах, в том числе и в Заполярье. Причем далеко не все тайны и секреты военных лет были разгаданы в то время, пишут историки А.Ф. Федоров, B.C. Злобин и С.А. Ковалев в своей книге «Арктические тайны Третьего рейха», ныне ставшей библиографической редкостью.
Они вполне справедливо утверждают, что о найденных после войны секретных немецких базах, которые обеспечивали походы немецких кораблей и подлодок в нашу Арктику, до сих пор зачастую упоминается очень скупо, лишь «одной строкой». Видимо, многим военным исследователям не очень хочется рассказывать о тех многочисленных ляпах и просчетах, что были допущены советским руководством как перед войной, так и во время нее.
Про довоенный проход немецкого рейдера по Северному морскому пути, мы уже упоминали. Теперь давайте поговорим о тайных базах, которые были устроены нацистами в Заполярье, на территории, которая, по идее, должна была находиться под присмотром наших военных.
Но это же Арктика с ее бескрайними просторами, которые белые медведи и те не всегда контролируют.
Первым секретным опорным нацистским пунктом, найденным в Советской Арктике еще в 1951 году, была база для субмарин кригсмарине № 24. Широкому кругу читателей о ней первыми рассказали известный советский историк Борис Вайнер и знаменитый ледовый капитан Константин Бадигин.
О появлении немцев на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) летчики нашей полярной авиации сообщали еще до начала войны — в марте 1941 года. Авиаторы заметили над советским островом немецкий самолет типа Do-215.
Через год, летом 1942 года, здесь же работу неизвестной радиостанции и сигналы красными ракетами, подаваемые кому-то, обнаружили авиаторы полковника Ильи Мазурука. Более того, с воздуха они заметили какие-то сооружения, прикрытые металлической сеткой.
Но почему-то ни командование Северного флота разбираться с необычной находкой не стало. Затем, похоже, о донесениях полярных летчиков... вообще забыли. И вновь заговорили лишь после войны, когда совершенно случайно на Земле Александры 12 сентября 1951 года команда ледокольного парохода «Семен Дежнев» обнаружила на побережье несколько блиндажей, метеоплощадку и радиомачту. Затем здесь же были найдены продовольственный и вещевой склады, ремонтная мастерская и жилые помещения.
В продовольственной кладовой, кстати, лежало с десяток деревянных ящиков. Часть из них была заполнена килограммовыми жестяными банками и коробками. В них были обнаружены печенье, варенье и мармелад, пудинги, сушеные фрукты и изюм, а также патока, чай, кофе и шоколад. Удалось найти даже несколько банок с яичным порошком и консервированной свининой. Здесь же хранились остатки спиртного — несколько нераспечатанных бутылок вина и шнапса.
На вещевом складе находились двухсторонние камуфлированные куртки на специальной зимней подкладке, десяток кожаных курток на бараньем меху и такие же кожаные рукавицы, меховые шапки. Имелись тут и теплые финские башмаки из оленьей шкуры. Кроме того, лежало несколько тюков шерстяного белья и суконных брюк, пара кожаных лодок-каяков и нарты, несколько банок масляной краски на олифе и запас спичек в жестяных коробках. Неподалеку оказались складированы канистры с бензином, на которых были отчетливо видны этикетки — Benzin, 1940, Wehrmacht.
Далее выяснилось, что по периметру территории было сооружено 6 окопов с пулеметными гнездами, 5 блиндажей и 3 дзота. В блиндажах лежали служебные бумаги, дневники, письма и несколько фотографий. В самом вместительном помещении была установлена радиостанция, найдена инструкция по проведению метеонаблюдений и журнал с записями погоды. Последняя запись была датирована 24 мая 1944 года.
Главный жилой бункер имел 7 помещений, из которых два предназначались для офицерского состава. Кроме общей спальни, рассчитанной примерно на 20 человек, здесь же имелись столовая, кухня и кладовые. У бункера валялись гильзы от использованных парашютных осветительных ракет, которые были изготовлены в 1941 году. В ремонтной мастерской на территории базы все станки и механизмы были тщательно законсервированы. Неподалеку от мастерской нашли и небольшую, моторную лодку, готовую к плаванию.
В пяти километрах от основной базы на запасной позиции нашли еще одну компактную, но мощную радиостанцию. Ее антенна была изготовлена в виде колодезного «журавля» и при необходимости легко и быстро убиралась. Найденные документы показали, что в 1943—1944 годах на этой Я тайной базе располагалась немецкая метео партия под командованием лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса. База успешно действовала до весны 1944 года. Затем немцы отравились свежим медвежьим мясом и заболели трихинеллезом. Помощь пришла через месяц. Прилетел самолет Fw-200 «Курьер» (3-й отряд 1-й 1 авиагруппы 40-й бомбардировочной эскадры). На парашютах была я высажена медицинская бригада, сброшены медикаменты и прочее снаряжение.
Лишь 10 июля 1944 года все участники экспедиции были вывезены гидросамолетом BV-138. А в октябре 1944 года в пролив Кембриджа пришла подводная лодка U-387, которая забрала наиболее ценное оборудование и метеоаппаратуру.
Позднее эта же подлодка вывезла аппаратуру еще с двух тайных станций, которые располагались на берегу Новой Земли, в районе залива Иностранцева и на острове Медвежий.
Следующее посещение базы № 24 состоялось уже в 1991 году, когда на архипелаг Земля Франца-Иосифа высадилась советско-норвежская полярная экспедиция.
На этом можно было бы и закончить описание тайного опорного пункта нацистов на Земле Александры. Но оказалось, что точку в перечне необычных находок на архипелаге Земля Франца-Иосифа ставить еще преждевременно. Исследователи увидели лишь верхушку айсберга. Обоснованием для такого заключения является следующие факты.
В конце 50-х годов XX века на Земле Александры, на полуострове. Полярных Летчиков, поблизости от немецкого аэродрома, куда в июне 1944 года пытался сесть FW-200 «Курьер», наши военные строители приступили к строительству советского аэродрома.
Правда, и сегодня совершенно неясно, зачем понадобилось строить новую полосу по соседству с благоустроенной взлетно-посадочной полосой нацистов, расположенной практически идеально. Летом полоса быстро просыхала, а зимой из-за постоянной продувки сильными ветрами требовала минимальных усилий для очистки от снега.
Так или иначе, но неподалеку от строящегося аэродрома солдаты обнаружили странные вентиляционные «грибки». Но, к сожалению, далее не попытались ничего узнать об их назначении.
Находкой заинтересовались летчики из экипажа полковника Ильи Мазурука. Они обнаружили неподалеку от «грибков» вход в подземелье. Но спуститься внутрь не успели, так как начался прилив и вход в подскальный грот ушел под воду.
Последующие исследования показали, что впервые воочию внутренности этой базы еще в сентября 1944 года обследовал командир тральщика Т-116 капитан-лейтенант В. Бабанов. Случилось это примерно через две недели после потопления им в Карском море нацистской субмарины U-362. Тогда тральщик вместе с минным заградителем «Мурман» были направлены на Землю Франца-Иосифа и остров Северный Новой Земли «для обеспечения зимовочными запасами экипажей метеостанций».
Но как капитан-лейтенант Бабанов мог узнать о местонахождении секретной нацистской базы? Видимо, среди всплывших обломков вражеской подлодки ему удалось найти и прочитать документы о существовании базы на Земле Александры.
Так или иначе, оба корабля 24 сентября 1944 года подошли к кромке льда в 50 милях от бухты Тихая (Земля Франца-Иосифа). Здесь корабли разделились. Минный заградитель, имевшей более прочный корпус, стал пробиваться через лед к полярной станции, а тральщик остался ожидать его у ледовой кромки.
Именно в эти дни капитан-лейтенант Бабанов получил возможность поискать тайную базу. Корабль пошел к острову Земля Александры. И в самом деле, моряки с тральщика не только нашли вход в базу, но и смогли спуститься в ее под скальные недра по неширокой каменной лестнице. Далее в нише, вырубленной в скале, обнаружились бревенчатые казармы, прикрытые маскировочной сетью, а также два пирса для подлодок. На одном находился подъемный кран «Демаг», предназначенный для погрузки мин и торпед. Другой пирс предназначался для ремонтных работ и зарядки аккумуляторных батарей.
О том, что такая база действительно существовала, подтвердил в своих мемуарах и гросс-адмирал Карл Денниц, где описал требования, предъявляемые кригсмарине к подскальным базам, сооруженным Третьим рейхом для базирования подводных лодок в годы Второй мировой войны.
Ныне также известно, что подобные бетонные укрытия специально строились военными строителями Третьего рейха в портах Франции и Норвегии. Бункеры для подводных лодок в Сен Назере и Бреете представляют собой военное строительное чудо XX века. Они имели по 12—15 боксов, в каждом из которых одновременно могли находиться по 3—4 подлодки. Между боксами были сооружены железобетонные стены многометровой толщины. Мощные стальные щиты-затворы после опускания надежно защищали каждый бокс со стороны моря. Минимальная толщина верхних перекрытий, сделанных тоже из железобетона, составляла 8 метров. Так что даже специальные 5,5-тонные английские супер авиабомбы не могли их пробить, что подтверждается реальным попаданием одной такой бомбы.
В этих бункерах немецкие субмарины, вернувшись из похода, проходили все этапы подготовки к новому плаванию, а экипажи имели все условия для полноценного отдыха.
Возвращаясь к базе на острове Земля Александры, заметим, что ее стоит еще раз поискать хотя бы потому, что именно здесь в середине 70-х годов прошлого века была обнаружена американская атомная подлодка.
Второй раз аналогичная американская субмарина была обнаружена в этом же районе в 2000 году. Сколько еще подобных визитов могло остаться незамеченными, мы не знаем. Как и о том, что же искали здесь американские подводники? А надо бы знать, чтобы не нарваться на некие сюрпризы, которые могут обнаружиться в наши дни, когда Северный флот РФ укрепляет свое присутствие в Заполярье.