Новый ПОРТ ЗА ПОЛЯРНЫМ кругом
Кроме новых кораблей в Арктике, понятное дело, нужны и новые порты. На северо-востоке полуострова Ямал в июле 2012 года началось строительство морского порта Сабетта, который позволит осуществлять транспортировку любых грузов. В 2016—2018 годах многофункциональный торговый терминал откроет ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку.
«Порт появится в 5 км от поселка Сабетта на западном берегу Обской губы, в устье реки Сабеттаяха. Прежде всего здесь будут загружать танкеры природным газом, газовым конденсатом и нефтью, в том числе с Южно-Тамбейского месторождения, которое начинают разрабатывать, — сообщил журналистам министр транспорта России Максим Соколов. — Этот проект стоимостью около 900 млрд. рублей будет иметь огромное значение не только для хозяйства Уральского федерального округа, но и для страны в целом. На первом этапе должно быть построено четыре объекта — канал для подхода судов длиной 4 км, акватории вспомогательных причалов, береговые средства навигации и контрольно-корректирующие станции»...
Идея построить порт именно здесь возникла вот почему. Ныне больше половины грузовых перевозок в России производится железнодорожным транспортом, а на долю куда более дешевого морского транспорта приходится менее 1 %. При этом в последние годы средняя скорость доставки грузов по железной дороге снизилась почти на 10 % и составляет ныне 247 километров в сутки. Причем в дальнейшем из-за столпотворения на железных дорогах скорость движения грузов снизится еще больше.
Ныне большая часть перевозок по морю приходится на Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный бассейны. По Северному морскому пути транспортируется лишь одна десятая часть всех морских грузов. Между тем исследования ледовой обстановки в последние годы показывают, что дорога через льды больше не является непроходимой. Мощные ледоколы и глобальное потепление уже позволяют плавать по Северному Ледовитому океану чуть ли не круглый год.
Между тем Северный морской путь является не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, который проходит через крупные экономические районы Крайнего Севера, занимающие две трети территории всей России. Для России этот путь, длина которого от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 километров, имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. Помимо этого он открывает доступ к мировым рынкам зерна Сибири, металлов Урала, нефтехимии Татарии.
При этом нам удастся избежать затрат, связанных с транзитом грузов через иностранные государства и проходом судов через Суэцкий канал, сократить расстояние на 2—3 тысячи миль по сравнению с расстоянием из портов Балтии, экономить на топливе и избежать нападения пиратов. Экономисты уже подсчитали, что использование порта Сабетта поможет снизить нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру и позволит экономить грузоотправителям только на транспортных расходах до 15 млрд рублей в год.
Вахтовый поселок Сабетта, в котором расположена база производственного обслуживания нефтегазопромыслов, выбран для строительства нового порта вовсе не случайно. Населенный пункт, рассчитанный на 500 человек, уже имеет ремонтно-механические мастерские, ремонтно-строительный участок, участок пароводоснабжения, цех спецтехники и транспорта, участок материально-технического снабжения, хозяйственный цех, технологические трубопроводы, автомобильные дороги и т.д. Электроснабжение осуществляется от передвижных электростанций, работающих на газе, теплоснабжение — от собственных котельных. Воду для поселка берут из озера Глубокое.
В Сабетте имеется грузовой причал, оборудованный для выгрузки грузов. Вблизи расположен полевой аэродром, с которого можно круглый год добираться до центра Ямало-Ненецкого автономного округа на вертолете. В период навигации можно также доставлять людей и грузы водным транспортом по Обской губе, а в зимний период — по зимникам.
В 30 километрах к северу от Сабетты находится поселок Тамбей и в 120 километрах к югу — поселок Сеяха. Так что начинать строительство уже не придется на голом месте. Впрочем, все это вовсе не значит, что строителям придется тут очень уж легко. Район строительства морского порта характеризуется особыми условиями арктической климатической зоны; в частности, лед в Обской губе Держится более восьми месяцев.
Здешний климат также отличается весьма продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами, часто переходящими в пургу, которая длится Неделями, коротким холодным и пасмурным летом с довольно частыми заморозками, а иногда и со снегом. В течение всего года велика облачность и относительная влажность. Холодная и длительная зима с малым количеством снега приводит к глубокому промерзанию почвы, существованию в тундре вечной мерзлоты.
Тем не менее по ледовым условиям район поселка Сабетта нужно признать удачным местом. После вскрытия припая за счет преобладающих ветров и течения акватория легко очищается ото льда. Как правило, в августе, сентябре и начале октября в Обской губе льда нет.
Строительство порта должно предусматривать интеграцию с другими проектами. Ведь здесь одновременно должен быть построен комплекс по добыче, подготовке, сжижению газа и газового конденсата и отгрузке его на танкеры. А это значит, что в порт начнут приходить уникальные грузы весом до 12,5 тысячи тонн. Это будут резервуары для накопления газа и конденсата и прочее крупногабаритное оборудование для промышленного комплекса. Да и сами танкеры-газовозы проектируют вместимостью до 170 тысяч кубометров газа. Так что для приема крупных судов в порту Сабетта будет прорыт еще и морской канал длиной около 48 километров и шириной почти 0,5 километра.
Все это учитывают в своей работе специалисты ОАО «ЛЕНМОР- НИИПРОЕКТ». А тем временем скромный вахтовый поселок Сабетта быстро разрастается. Его население уже увеличилось в 10 раз.