Особенности северных жилищ
Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Так писал в своей рукописи «Описание обычаев и образа жизни чукчей» немецкий исследователь К. Г. Мерк. Посвященная чукчам, она была в 1887 году приобретена Императорской публичной библиотекой и до сих пор хранится в ее рукописном отделе.
В частности, Мерк отмечает исключительную аккуратность кочевников. «Одна и та же вещь веками кладется на строго определенное место, — пишет он. — Иначе при постоянных переездах трудно было бы отыскать нужную вещь сразу...»
В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Обычно они бывают трех типов — чумы, яранги и иглу.
Чум — это конический шалаш из жердей. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части — от 3 до 8 метров. Остов жилища состоит из 30—50 шестов, устанавливаемых наклонно, чтобы образовался конус. Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью.
В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа — места для спанья. На пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху — оленьи шкуры.
Историки признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислоненные наклонно к дереву ветви.
Ныне в Европейской России чум утратил свое былое назначение и превратился в служебную хозяйственную постройку. У марийцев, удмуртов, чувашей, татар его жердяной остов служит овином; покрытый соломой, он же прикрывает ход в noгpe6. У западных финнов — в Северной Финляндии и Карелии — чум называется «коты» и служит в летнее время кухней. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается очаг, сложенный из камней.
По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления, иногда их теперь заменяют современными палатками.
Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7—8 метров. Используется как переносное жилище чукчей, коряков, эвенов, юкагиров и других кочевых народов северо-востока Сибири.
Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или к тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность.
В ярангу входили между двумя половинами покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки, устанавливали спальное помещение — полог из шкур в виде параллелепипеда.
Форма полога поддерживалась шестами, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину.
Изнутри полог освещался и отапливался светильником-жирником. Береговые чукчи использовали в жирниках китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти. Сами лампы изготовлялись из камня.
Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитые обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур.
Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Время от времени женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя, чтобы не заводились насекомые.
За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты.
Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд.
У приморских чукчей в XVIII—XIX веках было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища, каркас для них сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было.
Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 метров в длину, 3 метра в ширину и 1,8 метра в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX века приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами.
Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Посуду хранили в особом ящике.
Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда.
Непременной принадлежностью каждой семьи было приспособление для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь, добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии.
У чукчей научились строить яранги и их соседи — эскимосы.
Впрочем, у эскимосов есть и своя собственная технология возведения зимних жилищ в виде полусферических куполов, сложенных из снежных глыб. Высота около 2-х метров, диаметр — 3—4 метра. Такое жилище называется иглу.
Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор-тамбур из снежных блоков.
Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок.
Отапливается и освещается иглу жирниками, плошками с жиром и иными светильниками.
Несмотря на кажущуюся простоту постройки, на самом деле, чтобы возвести иглу своими руками, надо иметь определенные знания и навыки. Первые полярники-путешественники долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1—2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из плит, отличающихся не только по форме, но и по структуре снега.
Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей прочности иглу с внешней стороны поливают водой, образуя ледяную корку.
Ныне технологии возведения иглу специально учат полярных туристов и арктических стрелков — военнослужащих специальных частей Российской армии.
Известный арктический исследователь В.Ю. Визе сказал однажды, что ненцы, чукчи, эскимосы и другие северные народы совершили великий подвиг перед человечеством. Без их помощи, без их теплых и уютных жилищ многие полярные экспедиции просто были бы обречены на провал. А многие люди попросту бы погибли в бескрайних снегах Севера.