ГИПЕРБОЛОИД В АРКТИКЕ
Подумали наши изобретатели и инженеры также о том, как в случае необходимости защитить от давления ледовых полей и обычные суда.
До такого решения даже знаменитый инженер Гарин не додумался. Если помните, он резал своим гиперболоидом людей, дерево, камень броневую сталь, но не лед. Между тем на практике давно уже имеется насущная проблема: как наилучшим образом резать лед, прокладывая дорогу кораблям в замерзшем океане. Наши специалисты предлагают использовать для этого мощный лазер.
Генеральный директор Центрального научно-исследовательского института «Курс» Дев Клячко рассказал журналистам: «Мы завершаем технический проект, связанный с использованием мощных лазеров для проводки ледоколов в тяжелых льдах. Нам удалось впервые доказать техническую реализуемость такого решения и его экономическую целесообразность», — подчеркнул он.
По словам Клячко, принцип работы такого устройства основан на том, что мощный лазер делает «надрез» в ледовом поле по маршруту следования корабля, который далее без труда разламывает лед своим корпусом. Он также отметил, что проект поддержал главный проектант ледоколов в России — ЦКБ «Айсберг».
Вообще-то ЦЙИИ «Курс» занимается разработкой перспективных средств связи, навигации и радиоэлектронной борьбы для новейших боевых кораблей и подводных лодок Военно-морского флота России. И ледовый лазер — это для него, так сказать, побочная разработка.
Впрочем, он не один воин на этом поле. Разработкой лазерных технологий для ледокольного флота в нашей стране занимается еще одно предприятие — екатеринбургский холдинг «Швабе», входящий в Ростех. В 2013 году за разработку судового лазерного комплекса входящее в холдинг предприятие «Астрофизика» получило золотую медаль международного инновационного салона Inventions Geneva.
Генеральный директор холдинга Сергей Максин в ходе выставки «0боронэкспо-2014» сообщил такие подробности: «В Арктике довольно часто возникает сложная ледовая обстановка. При этом там работают буровые платформы, должны проходить суда. На судно ставится своеобразная лазерная пушка, и ею, словно стеклорезом, надрезается лед, затем корабль его своим весом продавливает».
По его словам, в настоящее время лазерная пушка установлена на ледоколе и проходит испытания. При этом лазер может надрезать лед на глубину до 2 метров.
«Если испытания успешно завершатся, то можно будет ставить лазерные установки на суда облегченного ледового класса для обеспечения Северного завоза по сибирским рекам, где лед тоньше. Мы планируем с 2015 года начать первые поставки нового оборудования», — добавил тогда Максин.