Дирижабли в Заполярье
Потерпев неудачу с полетами на воздушных шарах, некоторые путешественники решили прорываться к полюсу на дирижаблях, которые не столько подвержены влиянию ветров. Одним из первых эта мысль пришла в голову известному норвежскому путешественнику Руалу Амундсену.
В 1926 году дирижабль «Норвегия» стартовал из местечка Кингс бей для полета к Северному полюсу и далее на Аляску. Организаторами полета были Руал Амундсен, Л. Элсуорт и У. Нобиле. Конструктором дирижабля был Умберто Нобиле.
Интересно, что на пути из Италии к Норвегии дирижабль засветился и на территории нашей страны. Вот как описывала это событие, произошедшее 5 мая 1926 года в Ленинграде, «Красная газета»: «Сигарообразная сталь уже над “Красным Путиловцем”. Поворот. “Норвегия” взяла курс к центру города... Проспект 25 Октября. В бинокль видно, как из кабины управления нам кто-то машет»...
В тот же день со своей временной стоянки в Гатчине дирижабль «Норвегия» вылетел в Норвегию. Через некоторое время он стартовал в направлении Шпицбергена. Вскоре он достиг острова и продолжил полет на север. Однако, чуть позже, он повернул на юг, хотя все его системы функционировали нормально.
Дело в том, что руководители полета получили по радио сообщение, что Северный полюс уже достигнут другим воздухоплавателем. И только через 70 лет выяснилось, что это было ошибочное сообщение. Так что у «Норвегии» были шансы оказаться над полюсом первой. Но кто-то сумел сорвать эти планы...
Следующая попытка достичь полюса была предпринята в мае 1928 года. Дирижаблем «Италия» теперь командовал сам изобретатель и генерал Умберто Нобиле. Он собирался обследовать районы Арктики и добраться до Северного полюса.
Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая, без особых приключений пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске.
Экипаж состоял из 16 человек, среди них были два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек.
Высадить исследовательскую группу на лед не позволили погодные условия, но главная цель полета все же была достигнута.
После покорения Северного полюса и остановки на Аляске «Италия» легла на обратный курс. Однако, 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней.
Не долетав 100 километров до Шпицбергена, корабль стал терять высоту. Возникла утечка газа, дирижабль потерял управление и стал стремительно снижаться. Корма дирижабля с силой ударилась о ледяную поверхность. От этого удара мгновенно погиб моторист Помела, а Нобиле, Мальмгрен и механик Чечони получили тяжелейшие травмы. Гондола разломилась на две части, оболочка дирижабля взмыла в небо с шестью человеками на борту. Их судьба неизвестна до сих пор.
А девять человек, избежав трагической смерти, оказались в ледяном плену. При Крушении на лед выпало 170 килограммов продовольствия из нз, коротковолновая аварийная радиостанция и некоторые вещи, жизненно необходимые для выживания в экстремальной ситуации, в том числе красная палатка.
Для того, чтобы палатка была как можно заметнее на белом снегу, обычную палатку облили красной краской. Со временем именно эта палатка стала символом помощи и поддержки лагерю экипажа «Италия». Этот эпизод также вошел в фабулу фильма «Красная палатка», который в свое время с успехом прошел и по экранам нашей страны.
В течение первой недели люди, потерпевшие бедствие, разработали план своего спасении. Было решено, что группа из трех человек, во главе с ученым Мальмгреном, должна отправиться в сторону Шпицбергена в надежде встретить охотников-промысловиков. Впоследствии эта группа людей была спасена, но руководитель этого маленького отряда погиб при загадочных обстоятельствах.
По словам его товарищей, итальянских офицеров Цаппи и Мариано, через две недели после начала их похода во льдах Мальмгрен стал сдавать. Он сильно страдал от боли в сломанной руке, и в конце концов, по их рассказам, швед потребовал, чтобы его оставили умирать во льдах.
Он не хотел быть обузой для товарищей. Но как и что случилось на самом деле, так и осталось тайной двоих выживших.
Пока группа Мальмгрена совершала переход к Шпицбергену, оставшиеся пытались наладить связь с Большой землей при помощи аварийной радиостанции. Спустя 10 дней — 3 июня 1928 года — радиолюбитель Николай Шмидт случайно среди шумов поймал в эфире слабые сигналы из Арктики. Так весь мир узнал о случившейся трагедии.
Чуть позже было определено и место нахождения дрейфующей льдины с пропавшей экспедицией. К месту трагедии начали продвижение корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности, в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек — ничего подобного еще не' происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолетов из шести стран.
Норвежский ученый Руал Амундсен, узнав о катастрофе, тоже незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась и без жертв. Погибли при авариях три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета «Латам-47», на борту которого находился Амундсен.
Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший осуществить посадку на льдину в экстремальных условиях. Однако, второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Его самолет потерпел аварию и сам летчик оказался в бедственном положении. Его удалось спасти только спустя две недели. Остальных людей из команды дирижабля вывез ледокол «Красин».
В 1930 году советское правительство одобрило полет немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в воздушном пространстве СССР с целью исследования Арктического региона. Большую часть финансовых расходов взяло на себя правительство Германии, а все научные данные, полученные ею, должны были передаваться и советской стороне.
Год спустя все было готово, и дирижабль отправился в полет из Гатчины под Ленинградом. На борту было полтора десятка советских ученых, а также немецкие аэронавты и единственный пассажир, американский миллионер Линкольн Элсуорт, известный своим щедрым финансированием арктических экспедиций. Вместе с легендарным Нобиле он уже летал на дирижабле над Северным полюсом.
Экспедиция провела в советском воздушном пространстве более 100 часов полета, посетив самые «глухие углы» Арктики, и собрала огромное количество научных данных. Но только ли научных?! Как выяснилось гораздо позже, карта маршрута «Графа Цеппелина» совпадала с размещением законсервированных немецких военных баз, о которых мы вам еще расскажем. Так получилось вовсе не случайно. Но тогда советская разведка оказалась явно не на высоте...
Больше на полюс дирижабли не летали. Да и вообще вскоре их перестали строить — уж слишком ненадежны оказались воздушные гиганты. Лишь последние годы интерес к «левиафанам неба» стал возрождаться вновь.
Недавно во Франции освятили российский дирижабль, которому предстоит отправиться к Северному полюсу. На церемонии в Марселе присутствовали принц Монако Альбер II и почетный полярник, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. Уникальный аппарат изготовлен на одном из российских предприятий. Специальным оборудованием его оснастили немцы. Международную арктическую экспедицию возглавит французский путешественник Жан-Луи Этьенн. Экипаж собирается измерить толщину льдов, чтобы оценить изменения климата в Арктике.
Эго событие знаменует возвращения интереса к воздушным путешествиям над Арктикой. Ведь дирижабли не летали здесь более 80 лет — со времени экспедиций Руаля Амундсена и Умберто Нобиле. Но когда именно состоится данный полет, пока неизвестно.