Передовики производства.
Все вместе они собираются не так уж часто. Но на майские и ноябрьские праздники — обязательно. И идет тогда в праздничных колоннах с кумачовым знаменем славная бригада Шарова. А так, в будни они почти не видят друг друга, ведь работают в разные смены со «скользящими» выходными. Встретятся в диспетчерской, перекинутся словом-другим — и в путь, по разным адресам...
Ровно двадцать лет назад пришел в автоколонну № 1101 управления по обслуживанию перевозками ленинградского транспортного узла Евгений Иванович Шаров. Как и все в то время, работал в одиночку, работал хорошо. Но хотелось большего, хотелось не просто шоферского товарищества, которое, он знал, есть, а настоящего содружества людей, спаянных одним стремлением. Часто Шаров вспоминал дороги, по которым проехал. Перед глазами вставало разное: вот помогает починиться совсем незнакомый шофер другому, застрявшему в пути, вот делятся запчастями чужие друг другу люди, а вот и он сам без приглашения тормозит у одинокой машины на обочине, спрашивает, нужна ли помощь. Да разве это не тяга к коллективному труду? — не раз спрашивал сам себя Шаров. Но не покидали его сомнения, как и многих других: шоферская бригада — трудноуправляемый коллектив. И хотя уже был перед глазами пример, бригада их же предприятия, руководимая Героем Социалистического Труда Поповым, браться за организацию еще одной Евгений Иванович не спешил.
Он почувствовал конкретную основу для воплощения своей мечты, когда на промышленных предприятиях все чаще и чаще стали организовываться бригады, работающие на один наряд. Вот тогда-то водитель 1-го класса Шаров первым среди автомобилистов Ленинграда решил создать бригаду по последнему образцу. Поговорил с товарищами, и шестеро водителей обратились к администрации колонны с просьбой разрешить им работать на один наряд. Спустя несколько дней появился приказ: «Завести лицевой счет бригаде № 12 с подведением итогов работы в установленные сроки, производить расчет заработной платы водительскому составу бригады по принципу коллективной сдельщины, исходя из количества отработанных дней и равномерного распределения премий между всеми членами бригады за экономию горючего, смазочных материалов, резины...»
Сегодня в бригаде Шарова уже семнадцать водителей. И это, наверное, лучшее доказательство жизнеустойчивости новых трудовых отношений. С самого начала инициаторам никаких особых условий не создавали. Машины — как у всех. Объект, как и раньше, грузовая станция Ленинград-Балтийский. Не было изменено ни одного маршрута. А ведь они бывают «выгодные» и «так себе». Водители-то это хорошо знают.
Взять хотя бы асбоцементные трубы. На мощную бортовую машину больше 3 тонн их не уместишь. Задумались в бригаде и сконструировали вместо бортов специальные стойки — загрузка повысилась до 7—8 тонн. Но бывает и так, что никакая смекалка не помогает «утяжелить» груз. И здесь вступает в силу то, ради чего создавалась бригада, — трудовое содружество. Вывозя со станции легкие грузы, шофер не теряет в заработке — товарищи перекроют «недостачу». И при этом никаких обид, никаких упреков, что кто-то за кого-то переработал. Ведь заработок в бригаде общий, а какая разница из какой работы он складывается — все равно кому-то надо возить.
Три года назад всей стране стала известна одобренная постановлением ЦК КПСС инициатива ленинградских транспортников по развертыванию трудового содружества и созданию единого транспортного конвейера. Бригада Е. И. Шарова первой заключила договоры содружества с механизаторами, грузчиками, приемосдатчиками и диспетчерами станции Ленинград-Балтийский и с получателями грузов. Выстроилась четкая цепочка прохождения груза, за неразрывность которой несли совместную ответственность все коллективы, подписавшие условия комплексного социалистического соревнования. Творческий подход к делу, взаимопонимание быстро принесли результаты. К примеру, в адрес объединения «Эскалатор» в день поступает до 150 тонн груза. Чтобы справиться с объемом перевозок, не нарушить ритмичность работы предприятия, его обслуживали девять тягачей КамАЗ. Но работали они не с полной нагрузкой. Территория здесь небольшая, да и кран всего один на площадке. Пока машина разгружается, другая ждет у ворот. Когда же был заключен договор о содружестве, бригада и транспортный цех задумались, как лучше организовать дело, ведь теперь и тонны общие и простои общие. И вот после нескольких «примерок» пришло решение. Оказалось, что достаточно всего... одного тягача! Изменили весь процесс перевозки. Теперь с вечера водитель оставляет на заводе полуприцеп. К утру его разгружают, а потом заполняют готовой продукцией. Водитель в это время начинает рейс со станции с загруженным полуприцепом, привозит его на завод, забирает подготовленный — и в обратный путь. И так всю смену.
Знать и учитывать особенности работы получателя груза очень важно для четкой организации дела. Так считают все члены бригады. И поэтому они не просто «возят», а скрупулёзно изучают режим работы предприятий, оснащенность их погрузочной техникой, возможности транспортных цехов, налаживают личные контакты с грузчиками, диспетчерами, приемосдатчиками. Из этих новых отношений родилась еще одна прогрессивная форма работы — заключение договоров-подрядов со смежниками.
Ну, а в самой бригаде уже давно все семнадцать человек с полным правом могут считать себя друзьями. Выходит на трассе из строя машина, сообщает шофер диспетчеру об аварии — тот ставит в известность, прежде всего бригаду. И любой ее член, кто окажется в эту минуту рядом, берет весь запланированный объем перевозок на себя и работает до тех пор, пока не выполнит всю дневную программу, и за себя и за товарища. Весь груз заказчику в срок и в полном объеме — закон шаровцев.
Вот так работает бригада ленинградских водителей, которая в марте 1980 года к своему маленькому юбилею, пятилетию со дня создания, преподнесла отличный подарок — завершила десятую пятилетку. Она заслуженно носит звание коллектива коммунистического труда, удостоена диплома и почетной грамоты Министерства автомобильного транспорта РСФСР. А в канун 63-й годовщины Великого Октября к ордену «Знак Почета» у бригадира прибавилась еще одна награда — ему было присвоено высокое звание лауреата Государственной премии СССР. И почти сразу еще одно сообщение из Москвы — серебряная медаль ВДНХ.
Вот так бригада вступила в одиннадцатую пятилетку.