Количество авто профессионалов.
70 ЛЕТ ОТМЕЧАЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОЧИХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ, В РЯДАХ КОТОРОГО СОСТОЯТ МНОГИЕ ЧИТАТЕЛИ «ЗА РУЛЕМ» — ВОДИТЕЛИ-ПРОФЕССИОНАЛЫ.
Тем не менее, а 1902 году был создан нелегальный Союз рабочих грузо-катального дела, куда наряду с грузчиками вошли транспортные рабочие Петербурга. В годы русской революции 1901—1907 гг. подобные объединения появились в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде и других крупных городах.
Профессиональный союз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог может гордиться революционным прошлым своих предшественников. В годы первой мировой войны, когда Россия ввезла более 20 тысяч автомобилей, ряды автотранспортников пополнили тысячи специалистов автомобильного дела, создавших во многих городах свои нелегальные или полулегальные объединения. В 1917-м они стали участниками борьбы за установление Советской власти. Только я Москве в дни октябрьских боев в распоряжении Транспортной коллегии Моссовета находилось 240 автомобилей, на которых' перебрасывали с заводских окраин к центру города красногвардейцев, подвозили им оружие и боеприпасы.
А 1 января 1918 года в Петрограде собрался Всероссийский съезд шоферских союзов и автомобильных частей фронта и тыла, который вынес решение о создании единого профсоюза транспортников. Осуществить этот замысел удалось позже, лишь в 1919 году, на первом Всероссийском съезде транспортных рабочих, проходившем в Москве. 18 сентября съезд избрал первый Центральный комитет Всероссийского профсоюза транспортных рабочих, и эту дату принято считать днем рождения профессионального союза автотранспортников.
Интервью корреспондента с представителем профсоюза.
—Лев Афанасьевич, мы не сможем в нашей краткой беседе осветить 70-летний путь, пройденный профессиональным объединением автотранспортников. Но какие моменты его истории вы хотели бы отметить!
—Хотелось бы напомнить читателям о том времени, когда с выходом на проектную мощность реконструированного московского автозавода (ныне завод имени И. Лихачева) и горьковского наш автотранспорт стал играть заметную роль в транспортной системе страны (в 1937 году у нас уже было 200 тысяч автомобилей отечественного производства). Профсоюз автомобилистов тогда многое сделал для пропаганды идеи автомобилизации, подготовки квалифицированных кадров водителей и ремонтников, для совершенствования их знаний. По инициативе профсоюзных организаций создавались автошколы и автоклубы, издавалась специальная литература, все более широкую популярность приобретал выходивший еще с 1923 года ежемесячный научно-технический журнал «Автомобильный вестник», орган ЦК профсоюза (сейчас — орган Министерства автомобильного транспорта РСФСР и ЦК профсоюза — «Автомобильной транспорт»), устраивались спортивно-технические соревнования и автопробеги. В этой связи, не могу не упомянуть, уникальный по сложности автопробег 1936 года, в котором участвовали только женщины. Они проехали около 10 тысяч километров по степям Казахстана, пескам Каракумов, горным дорогам Кавказа, продемонстрировав замечательное профессиональное мастерство, а также весьма высокие по тем временам качества отечественных автомобилей ГАЗ—А, ГАЗ—АА, АМО—3.
Нам надо сегодня вспомнить и о боевых подвигах фронтовых шоферов, воспетых в песнях, овеянных легендами, — о защитниках Москвы, героях ладожской ледовой Дороги жизни, участниках сражений у стен Сталинграда, в горах Кавказа, на Курской дуге, на подступах к Берлину и во многих других местах. За время войны общий объем перевозок автомобильным транспортом составил более 625 миллионов тонн — для этого потребовалось бы 39 миллионов вагонов! Фронтовые дорожники за время войны построили, отремонтировали и восстановили свыше 100 тысяч километров дорог и 1300 километров мостов, обслужено на пунктах технической помощи около 800 тысяч машин. Ныне наш профсоюз — его комитеты и первичные организации хранят память о доблести ветеранов войны и труда.
—А что же представляет профсоюз автотранспортников сегодня
—Он объединяет около 4 миллионов человек. Из них 1 миллион 600 тысяч трудятся за рулем на общественном транспорте.
—Сейчас в печати деятельность профсоюзов — не только автотранспортников, но и других — подвергается серьезной критике. Выдвигаются даже предложения о создании новых, «альтернативных» профсоюзов. Что вы можете об »том сказать!
—Для критики в адрес профсоюзов, и прежде всего за их недостаточную заботу о нуждах трудящихся, есть основания. И достаточно серьезные. Господствовавшие в стране командно-административные методы управления, несомненно, повлияли на нашу деятельность, в ней появилось немало элементов формально-бюрократического отношения к людям, стремления администрировать, ограничивать профсоюзную демократию. Против этих отрицательных явлений разворачивается решительная борьба. Но в то же время было бы грубой ошибкой ратовать за создание на предприятиях новых профсоюзных организаций со своими профкомами, то есть раскалывать профсоюзное движение. В нынешней обстановке как никогда надо сплачивать, консолидировать усилия трудящихся. Именно это гарантирует перестройку на основе решений XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции. В январе 1987 года состоялся XV съезд нашего профсоюза, определивший основные направления перестройки его деятельности. Сейчас решения съезда мы стремимся претворить в жизнь.
—Каковы же эти направления!
—Первостепенное — это внедрение на предприятиях автотранспорта полного хозрасчета и самофинансирования. Профсоюзные органы ведут обучение трудящихся основам конкретной экономики, помогают им освоить экономические методы управления хозяйственной деятельностью и самоуправления, предусмотренные Законом о государственном предприятии (объединении). Успехи в производственной деятельности во многом зависят от уровня профессионального мастерства. Повышению его способствуют набирающие силу всесоюзные конкурсы водителей автомобилей, В последнем из них в 1987—1988 гг. приняли участие 1,2 миллиона автомобилистов! Объединяются усилия профкома советов трудовых коллективов для решения важнейших производственных и социальных задач.
—И есть уже какие-то результаты!
—Да, бесспорно, новые экономичен отношения, бригадный подряд, внутренний хозрасчет способствовали тому, что за года двенадцатой пятилетки производительность труда на автомобильном транспорте общего пользования (по РСФСР) возросла на 24% против 4,7% за всю одиннадцатую пятилетку, среднегодовые темпы прироста были, составили 18% при практическом снижении в прошлой пятилетке. Автотранспортники, дорожники начинают по-настоящему считать затраты, экономить в боль и малом, находить наиболее эффективные отношения возникающих проблем. Иными словами, становятся реальными хозяевами производства. Хотя далеко не все удается, коллективные договоры, заключаемые местными профкомами и администрацией предприятиями во многих случаях не стали еще тем д ментом, который не на бумаге, а реально определяет жизнь и развитие трудовых коллективов, — в них часто не хватает конкретности, четкой ориентированности на решение социальных проблем. Правда, за годы улучшены условия труда 175 тысяч автомобилистов и Дорожников. Наметилось некоторое снижение производственного травматизма и аварийности, однако уровень остается все еще высоким.
По-прежнему трудно с жильем. Профсоюзные организации часто выступают инициаторами строительства домов. И хотя т« жилищного строительства за три года воз ли более чем вдвое, они все еще недостаточны. Многое нужно профсоюзам сделает для обеспечения трудящихся полноценным горячим питанием, используя опыт тех территориальных автотранспортных объединений, которые создают свои сельскохозяйственные комплексы по производству мяса, молока, овощей.
Пожалуй, чуть лучше пошли у нас дела с медицинским обслуживанием трудящихся. Профкомы стали серьезно вести анализ заболеваемости, принимать меры по ее сокращению. В результате с 1984 года на многих предприятиях идет снижение заболеваемости. В 1988 году более 300 тысяч человек поправили здоровье и отдохнули в санаториях и домах отдыха, на туристских базах, в числе более 70 тысяч — в санаториях и профилакториях.
Поле деятельности профсоюза — э культурно-массовая, и спортивная работа. Сейчас в отрасли около 400 домов куль и клубов, в которых действует свыше 7 тысяч разных кружков. Расширяется сеть административных сооружений и площадок. Многие автотранспортники и дорожники дружны со спортом.
В общем, наш профессиональный союз, как и другие, располагает материальной базой, накопил определенный опыт и сейчас перестраивает в духе времени всю деятельность. Возвращаясь к одному из первых ваших вопросов, хочу еще раз подтянуть, что было бы в высшей степени неразумно вносить во все это раскол, дезорганизацию.
Хотел бы особо отметить важный в деятельность профсоюзов на этапе стройки, и прежде всего в защиту ин сов трудящихся, который вносят народные депутаты СССР, избранные от профессиональных союзов. Среди них 15 представителей автотранспортников. Депутаты от профсоюзов ведут большую работу на местах, многие из них избраны в Верховный Совет СССР, участвуют в работе его комитетов и ком» палат, вносят и аргументированно отстаивать предложения о совершенствовании законодательства по труду и социальным программам. Конечно, для осуществления этих положений и намеченных профсоюзами им нужно время. Но я убежден в том, что им суждено сбыться и что для работников мобильного транспорта, например, будет неуклонно улучшаться условия труда, равно как и расти социальная защищенность.