Соборы Владимира

На высоком, обрывистом холме над Клязьмой высятся стройнее стены, увенчанные величественным золоченым пятиглавием. Пять куполов несут к небу свои кресты. Большой, могучий центральный купол в окружении четырех малых — как царь со своими рындами-телохранителями, как Христос с евангелистами, как престол Божий в окружении херувимов. Пятиглавие плывет в светлом воздухе над городом, над рекой, над широкой равниной.

Собор Успения Богородицы во Владимире — самое величественное произведение архитектуры древней Владимире-Суздальской земли.

Каменное строительство в Древней Руси было делом не только духовным, но и политическим. Храм — знак могущества князя. Перебравшись с берегов Днепра в залесские дали, в молодой, не осененный славой прошлого град Владимир, князь Андрей Боголюбский задумал возвести здесь храм, превосходящий все построенное в Суздальской земле до него. Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1158 году. Годом раньше в Киеве скончался Юрий Долгорукий. Андрей отказался принять отцовское наследство — киевский престол. Править Русской землей он вознамерился из Владимира. Городок на Клязьме вдруг сделался центром могучей державы, глава которой, князь Андрей, не стеснялся именовать себя царем...

Соборы Владимира_001

Строительство собора знаменовало рождение новой столицы. Через два года храм был освящен.

Успенский собор Андрея Боголюбского — шестистолпный, трехнефный, трехапсидный. Глав было, согласно последним исследованиям С. В. Заграевского, пять (в источниках, опирающихся на более ранние исследования Н. Н. Воронина, храм характеризуется как одноглавый). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 метра (шире, чем у большинства других храмов Древней Руси). Длина здания без учета апсид — около 22,5 метра, ширина — около 17,5 метра, высота стен — около 21 метра, высота вместе с куполом — 32,3 метра (выше Софии Киевской).

Соборы Владимира_002

В древнерусском строительстве начался новый этап. Своих предшественников Успенский храм превосходил точностью пропорций и отличался от них неведомым на Руси декором. Есть указания, что над украшением собора трудились мастера из разных стран. Действительно, в его обличье звучат мотивы романской архитектуры Западной Европы, камнерезной пластики Грузии и Армении, византийского и собственно русского зодчества. Сложные узкие пилястры с коринфскими капителями членили его фасады на стройные прясла; в украшении стен и барабанов использовались фигуры и лики, вырезанные из камня.

Соборы Владимира_003

Собор пережил своего ктитора на десять лет. После пожара 1185 года возникла угроза его обрушения. Новый правитель Владимиро-Суздальской земли Всеволод, сводный брат Андрея, принял решение расширить и укрепить Успенский собор. С трех сторон он был обстроен просторными галереями, игравшими роль дополнительных опор перекрытия. Новые четыре главы были воздвигнуты ближе к углам здания. Наружные стены украшены эффектным поясом из арочек и изящных колонок с резьбой. Возведением апсид расширена алтарная часть. В новом обличье храм пережил века и сохранился до наших дней.

Собор Всеволода Большое Гнездо — пятинефный, пятиглавый, трехапсидный. Ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Аркатурно-колончатый пояс, проходящий по всем фасадам здания, состоит из 114 колонок. Щелевидные окна расположены в два яруса: ниже аркатурно-колончатого пояса простые, выше — с перспективными скосами.

Соборы Владимира_004

Князь Всеволод Юрьевич, в крещении Дмитрий, получил прозвание Большое Гнездо за свое чадородие: было у него восемь сыновей и четыре дочери. Утвердившись на владимирском престоле после шестилетней смуты, вызванной убиением Андрея Боголюбского, он, как и положено могущественному князю, начал отстраивать свою столицу. Неподалеку от Успенского собора был возведен новый княжий двор с палатами, а возле него — храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Сюда князь со своим семейством приходил молиться прямо из жилых палат, с которыми храм был соединен, по-видимому, деревянными переходами.

По сравнению с Успенским Дмитриевский собор кажется небольшим. Композиционно он прост; его общий облик и тип конструкции соответствуют канону, заданному «старым собором» Переславля-Залесского. И тем не менее Дмитриевский собор отличается от всех предшествующих построек Древней Руси. И вообще, он уникален. Его неповторимость — в декоре, в резном убранстве.

Соборы Владимира_005

Дмитриевский собор — одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм, построенный из белого известняка очень высокого качества. Длина (без учета апсид) — около 16,5 метра, ширина — около 15 метров, высота с куполом — около 26 метров. Стены выше аркатурно-колончатого пояса и подкупольный барабан украшены резьбой по камню. Всего насчитывается около 600 рельефных изображений.

Построенный в конце XII века собор неоднократно горел, ремонтировался, обрастал пристройками. Его резные колонки, орнаменты, рельефы отламывались и разрушались. Но все же необыкновенный облик его привлекал внимание всех — и простых богомольцев, и сильных мира сего. Привлек он внимание и царя Николая I: в 1834 году государь повелел привести древний памятник в «первобытный вид». Была осуществлена первая реставрация, разобраны все пристройки и заново выполнены утраченные детали резьбы. Потом реставрационные работы проводились неоднократно. Так что современный вид собора — результат совместной деятельности строителей, реставраторов и времени.

Соборы Владимира_006

Резные рельефы дышат: как будто на мертвый камень побрызгали живой водой. Изображения святых соседствуют с фигурами фантастических птиц и зверей. Ветви райских растений и замысловатое орнаментальное плетение на колонках и порталах создают ощущение нереальное, сказочное. Царь-песнопевец Давид сидит на троне, держа в руке музыкальный инструмент — псалтырь; ему внимают птицы, львы и грифоны. А ниже престола — львиная голова, у которой два хвостатых тела. Рядом с изображением святого мученика крылатый грифон терзает какое-то животное: церковное предание соседствует со сказкой. Есть изображения почти реалистичные, есть совсем фантастические. Посреди этого пестрого многоголосья, в полукруге одной из закомар, некто в княжеском венце сидит на престоле, подобно Давиду; на руках у него мальчик. А с двух сторон несколько юношей склоняются почти раболепно... Принято считать, что это изображение самого князя Всеволода с сыновьями. Но почему князь изображен безбородым, а сыновей только пять?

Убранство Дмитриевского собора причудливо и полно загадок. Почему столь совершенной каменной резьбой на Руси украшали немногие храмы, и только с 1160-х по 1230-е годы? Откуда явились создавшие ее мастера и почему исчезла основанная ими школа?

Как чудесное видение — явилось и исчезло...

Соборы Владимира_007

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги "Удивительные места России" (СПб., 2014)

Меню Shape

Юмор и анекдоты

Юмор